Операционные системы

AC97 или HD audio что подключать

AC97 или HD audio что подключать

AC97 или HD audio что подключать

Столкнуться с таким явлением, как встроенный звук нам пришлось очень давно: аудио контроллеры – это, пожалуй, одни из самых первых чипов, которые стали интегрироваться в материнские платы. Сегодня такой способ проектировки очень популярен, и встроенные решения принимаются как должное. Согласитесь, очень удобно купить материнскую плату, установить в нее процессор, память, подсоединить жесткий диск и в итоге получить полноценный компьютер с аудио, видео поддержкой сети и прочей периферией. При сборке персоналок для офисов или нетребовательных домашних пользователей лучшего варианта и не придумаешь. Тем более, что современная технология позволяет достичь встроенным решениям приемлемого уровня качества при мизерной цене. Все это и породило несколько популярных устойчивых мифов, бытующих среди обывателей.

Заблуждение №1. Встроенное аудио обеспечивает качество не намного хуже, чем при использовании внешних звуковых плат. А дорогие решения служат лишь для вытягивания денег из пользователя.

Первый и самый неоднозначный факт! Все почему-то знают, что даже самая мощная интегрированная видеокарта не может даже теоретически померяться силами со среднестатистическим внешним графическим ускорителем. Но при этом, многие склонны полагать, что покупка внешней звуковой карты не обязательна, т.к. разница с тем же AC’97 будет неощутима. Это в том случае, если речь идет о звуковой плате за 5…15 долларов, построенной на идентичном чипе. Уже банальные на сегодняшний день карты семейства Audigy2 или даже супер бюджетная новинка Creative SoundBlaster Live! 24-bit показывают намного лучшие результаты, чем даже самые навороченные встроенные решения.

Заблуждение №2. В моей плате используется самый новейший чип с отличными техническими характеристиками, что уже является залогом хорошего результата.

Конечно, непосредственно сама микросхема решает многое, однако не менее важен способ ее использования. Многие производители материнских или даже звуковых плат, плееров склонны указывать в конечных ТТХ изделиях красивые цифры, взятые из даташита на чип. Любой человек, хоть чуть-чуть знакомый с электроникой, скажет, что значение того же SNR, например, будет очень сильно зависеть от разводки печатной платы, и внешней аналоговой обвязки. И здесь все будет зависеть от порядочности производителя. Поэтому не стоит удивляться различиям в +/-5 дБ некоторых аудио параметров одного и того же чипа на разных материнских платах. Порой случается так, что даже самые новые изделия грешат сильным фоном, слышимым при работе жесткого диска, к примеру.

Заблуждение №3. Для компьютерной акустики совершенно не важно, какой источник используется, т.к. она все равно не может раскрыть его потенциал.

Справедливо лишь для пластиковых спикеров со стоимостью до 20 долларов за пару. Современные мультимедийные системы уже давно достигли уровня начального Hi-Fi, а некоторые, особо удачные модели, вполне устраивают даже требовательных аудиофилов. Звучание таких колонок запросто позволяет отличать на слух mp3 от настоящего CD-DA. Само собой, для таких АС требуются по-настоящему качественные источники. Поэтому, купив хорошие мультимедийные колонки, сразу позаботьтесь о соответственном источнике звука.

Заблуждение №4. В моей плате применены супер-пупер технологии обработки, позволяющие получать потрясающий звук.

Вспомните, сколько красивых технологий, так живо продвигаемых маркетологами, появилось за последние годы. А теперь попытайтесь припомнить, сколько из них осталось в живых. Мало! Косвенное подтверждение их провальности – существование и здравствование кодека АС’97 и по сей день. Объяснение тому вполне логичное: все они являются не больше чем продуманными маркетинговыми ходами, не приносящими реальных улучшений. Для примера хочется напомнить о плате AOpen AX4B-533 Tube, на которой для реализации звука была установлена вакуумная лампа (Sovtek 6922 с возможностью замены на аналоги от Philips, Telefunken, и проч.)! Сначала это показалось шуткой, но когда демо-образцы попали в тестовые лаборатории ведущих изданий, сомнений не осталось – на плате действительно распаян усилитель на лампе. Причем, сама AOpen сразу отнесла свой звук к классу Hi-End. Многие бренды добивались этого десятилетиями, а тут – одна лампа и готов хай-енд. Однако первые визуальные прослушивания, не говоря уже о тестах, сразу расставили вещи на свои места: чистый АС’97 в реализации Realtek ALC650 и не более. Что сказать? Отличный маркетинговый ход! Плата поистине стала „гвоздем“ месяца, и наделала немало шумихи.

Как известно, старушка АС’97 обеспечивает нам старый добрый 16-ти битный звук с максимальным динамическим диапазонов в 96 дБ. Частота дискретизации позволяет охватить лишь диапазон слышимых частот, хотя для получения максимального качества он должен быть намного шире. Частоты свыше 20 кГц для нормального человека не слышны, однако они способны стимулировать восприятие иных частот и воздействовать на психологическое состояние слушателя. Практически любой хай-ендовский ресивер сможет похвастаться верхней отметкой своего рабочего диапазона в 50 кГц или выше. Но для АС’97 все это находится за гранью возможного.

Однако не так давно была анонсирована принципиально новая технология Intel® High Definition Audio (HDA) с массой вкусностей. Во-первых, встроенный кодек будет обеспечивать большую разрядность цифрового сигнала с частотой дискретизации вплоть до 192 кГц. Также для пользователя становится доступно 8 отдельных каналов, входы которых могут переназначаться автоматически или устанавливаться пользователем. Это, конечно, удобно, если, например, понадобится включить микрофон, а системный блок стоит далеко в недрах компьютерного стола. Вам не придется искать нужный вход – включил в любой и готово. Однако возможность электронного переключения входов, несомненно, приведет к потере качества. Независимость каналов дает огромные преимущества: так, скажем, можно одновременно слушать музыку и общаться в чате. Полоса пропускания для вывода составит до 48 MB/s, а для ввода – 24 MB/s. Одних только микрофонов поддерживается аж 16 штук, против 2-х у AC’97. Но наиболее интересным моментом, указывающим на окончательную интеграцию звука, является то, что HDA будет полностью обслуживаться встроенными драйверами (поставляемыми в комплекте с операционными системами от Microsoft). Драйвера для AC’97 писались сторонними производителями ПО, и для каждого чипа были разными.

Однако с ходом времени шумиха вокруг HDA утихла, да и сама технология стала получать серьезные упреки в несостоятельности. Один из популярных кодеков CMI 9880, например, при объективном тестировании показал весьма посредственный результат, который даже можно сравнить с AC’97. Да и сами кодеки HDA мало распространены и устанавливаются лишь на платах Intel и изделиях традиционно дружественных компаний. Притом, что многие производители даже в ультрановых решениях предпочитают использовать AC’97. Причина тому – простота и оточенная технология. Именно с таким решением мы и хотим познакомить вас в этой статье, а заодно и проследить, до какого уровня смогло дорасти встроенное аудио за прошедшие года.

Для теста мы выбрали показательную материнскую плату ASRock K8NF4G-SATA2, которая является ярким примером высокой интеграции. Встроенные видео, аудио, сеть: достаточно установить память, процессор, жесткий диск – и компьютер готов.

Поддержка типов процессоров

для современных 64-разрядных процессоров AMD Athlon 64 и 32/64-разрядных процессоров Sempron

Аудио высокой «четкости»: мифы и реальность

Про High Definition Audio годик-два назад только ленивый не говорил. Сейчас шум поутих, процесс идет своим чередом. Покупатель зачастую и не подозревает, что за сюрприз – материнскую плату – ему подкинули в нагрузку к новому компьютеру.

Технология Intel® High Definition Audio (она же Azalia) по замыслу её создателей должна прийти на смену изъезженной вдоль и поперёк архитектуре компьютерного звука AC-97. Последняя получила широчайшее распространение на всех типах платформ, включая мобильные решения, но рано или поздно будет вынуждена сойти с дистанции. Вообще-то старение AC-97 пока ещё не столь заметно. «Ветеран» AC-97 может поупираться ещё довольно долго, благодаря всяким ревизиям-обновлениям, хотя запас «расширений» уже исчерпан. Главное преимущество продвигаемой «Интелом» новаторской технологии (далее сокращенно HD Audio) – это 32 битный многоканальный (7.1) звук с частотой дискретизации до 192 кГц. Для специалистов это преимущество весьма сомнительно, но на народ действует гипнотически. Посему настал черёд разобраться, стоит ли принимать во внимание «новинку» (которая уже год, как тихой сапой продаётся) при выборе компьютера.

Есть у HD Audio и другие преимущества. Например, поддержка 16 микрофонов. Всё дело в микрофонной решётке, выделяющей голос из окружающих шумов, что (не без хитрых алгоритмов) помогает распознавать слитную речь. Это скорее задел на светлое корпоративное будущее, чем реалии современного быта. Устаревающий стандарт AC-97 был готов обслуживать 2 мономикрофона (один стерео), но на практике производители ограничивались единственным моновходом, очевидно, по причине отсутствия массового спроса. Не спешат использовать кучу микрофонов и новоявленные HD Audio устройства. Так, в ноутбуках с Sonoma, которая потенциально поддерживает HD Audio, даже стереовходы лично мне ещё не встречались ни разу.

Самым «слабым» местом AC-97 были драйверы, которые разрабатывались сторонними производителями по принципу «кто во что горазд». HD Audio обещает обслуживаться готовыми драйверами операционной системы (разумеется, от MicroSoft), но на деле системными драйверами для такого сложного устройства, как аудиокарта (не важно, встроенная, или нет), ограничиться будет крайне сложно. В любом случае, потребуются дополнительные драйверы от тех же сторонних производителей.

Как выяснилось, удобство инсталляции «plug’n’play» у AC-97 было реализовано лишь частично. HD Audio берётся довести это «до ума». Похвально! Но верится с трудом.

Что действительно революционно у HD Audio, так это поддержка многопоточности с динамическим распределением каналов (памяти) DMA для каждого потока в отдельности. То есть предоставляется возможность озвучивать одновременно несколько источников, причём с разной частотой дискретизации (например, воспроизводить фильм с Dolby Digital 5.1, и параллельно не забывать про монофонический голосовой чат). Полоса пропускания составит для вывода до 48 Мбит в сек, а для ввода – 24 Мбит в сек. Это позволит воплотить в жизнь доктрину «цифрового дома», стерев границы между бытовым и компьютерным аудио. Фактически, в ближайшем будущем появится некая штуковина вроде домашнего развлекательного центра, обслуживающего всё видео и аудио в нашей квартире. Более того, стабильная синхронизация для каждого потока заложит «мину замедленного действия» под профессиональные аудиорешения. Однако, всё это лишь в перспективе, а действительность выглядит не столь радужно. О чём в подробностях чуть ниже.


Увеличить

Если верить информации, выложенной на сайте Intel, на данный момент HD Audio поддерживается чипсетами Intel® 915G, 915P и 925X Express. Что-ж, лиха беда начало…

А что же конкуренты? Похоже, AMD сделал ставку не на ту лошадку. Поначалу, заморочив головы с кодированием-декодированием в Dolby Digital, аудио от AMD (точнее, от NVIDIA, родоначальницы чипсета nForce), не долго поражало воображение покупателей. Помнится, года два назад NVIDIA грозилась сделать «лучший в мире звук на РС». Полная аппаратная поддержка DirectSound и DirectX 8.0, конечно, хорошо, но для долговременного успеха явно не достаточно. Например, кодирование в реальном времени в DolbyDigital с хорошим качеством выходящего сжатого звука в случае шести каналов требует прорву вычислительных ресурсов даже для 16 битного сигнала. А слабо 24 бит 96 кГц в DTS сжать? Какое конкретно качество после сжатия в состоянии обеспечить nForce, так и осталось тайной. Фирма не удосужилась поведать, а журналисты слепо поверили на слово. Это надо же было такое придумать: сжимать непонятно как, чтобы ради одного цифрового шнурка передавать многоканальный сигнал на внешний Hi-Fi ресивер! Короче, идея фикс. На сегодняшний день продвинутое аудио как таковое в списке перспективно-приоритетных направлений NVIDIA не значится. Возможно, какие-то замыслы держатся в строжайшей тайне, хотя серьёзных предпосылок для этого не видать. Было бы что по существу держать в секрете!

Краткий справочник (вместо теории)

Преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Передаваемый (а также хранимый где-либо) цифровой сигнал представляется в двоичном виде как упорядоченная последовательность нулей и единиц. Один нолик (или единичка) эквивалентен одному биту. Кстати, количество информации измеряется битах, а восемь бит дают один байт.

Разрядность АЦП (ADC bits)

Количество бит (иными словами, разрядов) у АЦП фиксировано. Чем больше бит, тем бОльшая по значению амплитуда может быть представлена, и тем больше динамический диапазон (см далее). Следует различать линейные (ещё их называют мультибитными) и однобитные (типа дельта-сигма и т.п.) преобразователи. В однобитном преобразователе прибегают к передискретизации (см далее), тем самым косвенно наращивая число бит в формируемом цифровом сигнале. Не все разряды мультибитного АЦП вносят одинаковый вклад в формирование цифрового сигнала. Как правило, крайние биты у силу принципиальных ограничений работают в полсилы, что приводит к сокращению количества эффективных бит. Поэтому, например, у 20 битного АЦП эффективных бит может оказаться около 16, а у какого-нибудь разрекламированного 24 битного АЦП (на самом деле однобитного дельта-сигма) случается к.п.д. и того меньше. Чем выше количество эффективных бит, тем лучше у АЦП реальный динамический диапазон (см далее), соотношение сигнал шум и т.д.

Частота дискретизации
(sampling frequency)

Частота, с которой при получении цифрового сигнала выхватываются в аналоговом сигнале отдельные уровни амплитуды (дискреты), переводимые тем или иным способом в численные значения. Чтобы корректно озвучить цифровой сигнал (т.е. преобразовать его обратно в аналоговый), необходимо знать величину частоту дискретизации, при которой происходила «оцифровка».

Упрощенно говоря, захват дополнительных точек (дискрет) в промежутках между временнЫми отсчётами, задаваемыми частотой дискретизации. Используется для повышения точности цифрового сигнала при искусственно заниженной разрядности (вплоть до 1) преобразователей.

Искажения подразделяются на нелинейные, переходные, амплитудно-частотные и фазово-частотные. Нелинейные искажения, в свою очередь, делятся на гармонические (когда при подведении одной частоты возникают и другие частоты, кратные подводимой, назваемые гармониками) и интермодуляционные (когда при подведении двух разных частот возникают частоты, являющиеся суммой или разностью подводимых частот). Нелинейные искажения оцениваются посредством разнообразных придуманных коэффициентов.

Так, THD (total harmonic distortion) отличается от THD+N тем, что для оценки отбираются лишь гармоники, а широкополосные шумовые составляющие не учитываются. Следовательно, THD+N характеризует нелинейные искажения какого-либо преобразователя более полно, но смешивает в одну кучу гармоники и шум. Коэффициент интермодуляционных искажений обозначается как IMD (inter modulation distortion) и свидетельствует о том, как одна частотная компонента (например, 10 кГц) влияет на другую (1 кГц).

Какие искажения наиболее ощутимы на слух, зависит как от значения частоты, так и от комбинации множества факторов. Например, так любимые эстетами звука лампы в усилительных каскадах дают чётные (более заметные на слух) и нечётные гармоники, причём очень мощные, хотя и ослабевающие экспоненциально по мере роста частоты. Многие гитарные distortion эффекты превносят кучу гармоник, но на слух это в целом воспринимается позитивно. Так что оценки величины нелинейных искажений указывают на потенциальные неточности воспроизведения/записи звука, но мало говорят о том, насколько приятен или неприятен будет звук на слух.

Преобразователь цифрового сигнала в аналоговый. В принципе, выполняет все процедуры намного быстрее и проще, чем АЦП, поэтому дешевле в разработке и производстве. Чем выше текущая частота звуковых составляющих в цифровом сигнале, тем сложнее ЦАПу восстановить истинную форму в выдаваемом аналоговом сигнале.

  • Совмещённый АЦП/ЦАП.
  • Программное (реже аппаратное) кодирование-сжатие и декодирование видео- или аудиопотоков.

Разрядность цифрового сигнала (Bit depth)

В отличие от разрядности, ЦАП и АЦП однозначно свидетельствует о динамическом диапазоне цифрового сигнала как такового. При этом динамический диапазон равен максимально возможному. Например, для 8-битного сигнала это 48 дБ, для 16-битного – 96 дБ, для 24-битного 144 дБ (предел человеческого слуха

120 дБ), а для 32-битного – аж страшно подумать – 192 дБ. Цифровые сигналы с такими диапазонами могут быть созданы лишь искусственно, т.е. на компьютере (или другом цифровом устройстве) с процессором, имеющим более высокую точность. Например, для 24-битного сигнала желательна точность в 32 бита для целых чисел, иначе проявятся искажения, превносимые дискретностью.

Динамический диапазон
(dynamic range)

Разница между самым «тихим» и самым «громким» сигналами, воспроизводимыми (записываемыми) с допустимыми искажениями. Выражается в децибелах (dB): 20*log (AMPLITUDE_max / AMPLITUDE_min).

Упрощённо говоря, обратное отношение максимального неискаженного сигнала к фоновому шуму, фиксируемому в отсутствии этого сигнала. Выражается в дБ. Всегда имеет отрицательное значение из-за того, что логарифм от числа меньше единицы – отрицательный. На практике превышает динамический диапазон по абсолютному значению. При обработке фонового шума стандартизованным взвешивающим фильтром, учитывающим восприятие на слух человеком, указывают dBA.

Поток цифрового звука, измеряемый в килобитах в секунду (kbps). Обычно употребляется в отношении звука, закодированного со сжатием с потерями качества. Например, поток несжатого 16-битного стереосигнала с частотой дискретизации 44100 Гц составляет: 16*2*44100/1000=1411.2 кбит/с, что равно 176.4 кбайта/с. При сжатии с битрейтом 128 кбит/с получаем теоретический выигрыш по объёму в 1411.2/128=11.025 раза. На практике эффективность сжатия зависит от спектрального состава музыкального материала и от способа (по сути, алгоритма) сжатия. Для каждого алгоритма существует свой предел оптимальности сжатия/качества. Выигрыш по сжатию ещё не означает пропорциональный проигрыш по качеству. Некоторые люди замечают на слух ухудшение качества при битрейте ниже 128, другие – при 256.

Существует сжатие с переменным битрейтом, в этом случае его величина „пляшет“ на усмотрение кодера вокруг величины задаваемого изначально битрейта. Такое сжатие время от времени должно допускать незначительное ухудшение качества по мере необходимости (когда сигнал наиболее насыщен разными частотными составляющими), тем самым обеспечивая более плотную упаковку в среднем при достаточно высоком качестве. Однако в силу несовершенства алгоритмов резкое изменение качества во времени иногда заметно на слух.

Диапазоны рабочих и слышимых частот

Система слуха среднестатистического человека реагирует на сигнал чистого тона (одной фиксированной частоты, генерируемой искусственно) от 16–20 Гц до 16–20 кГц. Возникает закономерный вопрос, а зачем лезть в неслышимый ультразвук за 20 кГц? Тем более, что на высоких частотах человек воспринимает не изменение звукового давления как таковое, а его огибающую во времени? Кстати, именно последнее спасает сидюшную дискретизацию в 44.1 кГц, при которой на один период самых высоких частот приходится всего лишь чуть более 2 точек (сэмплов), тогда как для правдоподобного „геометрического“ отображения волны надо бы как минимум 5 точек.

Измерения звуков реальных инструментов показывают, что ощутимые по амплитуде субгармоники простираются вплоть до 100 кГц, хотя основная по мощности гармоника может не превышать 1 кГц. Правда, амплитуда субгармоник стремительно уменьшается по мере роста частоты, что естественным путем делает весьма приличным звучание в ставшем нормой для Hi-Fi рабочем диапазоне 20 Гц–20 кГц. Природа восприятия звука пока не разгадана, и какую роль играют самые высокочастотные компоненты ученым неведомо. Отдельные проведённые эксперименты свидетельствуют, что ультразвуковые компоненты, оставаясь по отдельности неслышимыми для человека, лишь СТИМУЛИРУЮТ восприятие слышимых звуков. Также известно, что для точной передачи в цифре ударно импульсных сигналов запас по частоте дискретизации очень даже не помешает. Факт остается фактом: расширение рабочего диапазона частот до 50–100 кГц делает звучание более реалистичным. Только вот заметить это суждено далеко не всем: у каждого из «гомо-сапиенс» система слуха работает по-разному, а большинство людей не обладает тонким слухом.

Практические аспекты на примере CMI 9880/8 CH Azalia Audio Codec от C-Media

Сам по себе кодек – это ещё полдела. Качество звука в немалой степени обеспечивается за счёт развязки аналоговых цепей (прежде всего питания) от цифровых, а также фильтров на звуковых выходах. Тем не менее, если кодек с его ЦАПами и АЦП «убогий», то хорошего звука ждать неоткуда, как ни упирайся с передовыми алгоритмами обработки.


Увеличить

Некоторые технические характеристики кодека
(по сведениям производителя)

HD Audio или разъем AC97 – что использовать, когда и какая разница?

В настоящее время я настраиваю более старую систему в новом случае (я буду обновлять ее поэтапно, а старые части возвращаются в старый случай; p), и у меня немного путают, по какому кабелю Использовать, и какая разница.

Кабель выглядит примерно так: , С разъемом AC 97, подключенным к аудиоразъему HD. Кажется, что у обоих есть такой же разъем (вплоть до «ключа» – место, где нет штыря и его заполнено), по-видимому, те же цветовые коды при тщательном осмотре и так далее.

В чем разница между этими кабелями, и когда я знаю, что использовать? В моем случае звуковой чип – это ALC888, но меня больше интересует общий ответ целиком, а не конкретный для этого. Заголовок на самой системе отмечен как «Аудио».

Если требуется более конкретная информация, я поместил материнскую плату из dell 530 в графический графит 600T, просто чтобы проверить корпус в ожидании остальной части моего оборудования.

Правильный вариант использования зависит от вашего дела. Эти кабели обычно используются для подключения портов для наушников / микрофонов на передней панели. Хотя разъемы могут выглядеть одинаково, распиновки различны и не являются взаимозаменяемыми. Соответствующий разъем на вашем корпусе должен быть помечен соответствующим образом, я знаю, что мой отмечен как HD Audio.

HD Audio предназначен для замены AC’97 . HD Audio, как правило, более способный. Связанные статьи более подробно об этом. Для среднего домашнего использования не должно быть заметной разницы.

Остальная часть этого ответа будет ссылаться на Руководство по проектированию интерфейсов ввода-вывода Intel Front Panel , стр. 19. Они также имеют схемы на стр. 20 и 25, если вам это интересно. Я буду добавлять акцент.

Дизайн аудиосистемы на передней панели в сочетании с дизайном звукового заголовка материнской платы зависит от типа аудиокодека, который используется на материнской плате. В прошлом преобладали AC’97 Integrated Audio CODEC. С внедрением Intel High Definition Audio многие новые материнские платы переходят на высококачественные аудио кодеки высокой четкости (HD). Дизайнеры должны учитывать, что платы AC’97 и Intel High Definition Audio на материнской плате и карты ввода / вывода различны и не могут быть напрямую совместимы или взаимозаменяемы

Некоторые источники указывают, что для переключения режимов вывода звука в конфигурацию BIOS или с помощью перемычки может потребоваться / может быть. Рекомендуется просмотреть руководство вашей материнской платы. В моей собственной материнской плате (MSI P67A-C45) просто говорится, что она совместима с Руководством по проектированию соединений ввода-вывода для передней панели Intel, не так много информации. front audio (F_AUDIO) Dell описывают его как front audio (F_AUDIO) и не указывают на такую ​​перемычку и описывают только опцию BIOS Onboard Audio Controller как Enabled or Disabled (Enabled by default) .

Пассивные аналоговые ключи передней панели AC’97 (те, которые оставляют 5-контактную аналоговую контактную линию 7, не подключенную к ключу) могут использоваться с аналоговым разъемом передней панели Intel® HD Audio. Но учтите, что функции обнаружения и повторной задачи разъема на передней панели будут потеряны, поскольку разъемы AC’97 не смогут поддерживать соединение с линией SENSE. Кроме того, программное обеспечение должно знать, что ключ AC’97 используется с аналоговым заголовком Intel® HD Audio, поскольку программное обеспечение, возможно, потребуется выделять порты кодеков, которые подключены к заголовку, чтобы соответствовать предполагаемым функциям продукта.

Я не уверен в точном разном (я предполагаю, что HD-звук даст лучшее качество звука), но я всегда буду использовать HD-звук, если на материнской плате это, если на материнской плате только AC97, тогда я буду использовать разъем AC97.

BTW, аудиоразъем HD можно использовать и с AC97. В вашем случае есть только разъем HD, но на вашей плате есть только AC97

Кабели AC97 обычно имеют пустую розетку в месте расположения контактов 4. С другой стороны, аудиокабели HD снабжены проводником и клеммным разъемом, который молча ждет в этом холодном темном отверстии, готовом к тому времени, когда наивный ничего не подозревающий контакт 4 (кто не является Даже достаточно старый, чтобы оставить его материнскую плату) проскальзывает в аудиокассеты High Definition Audio этого дополнительного провода.

«AC97» и «HD Audio» ссылаются на стандарты Intel для встроенного аудио. Незначительная часть этих стандартов – это аудиоразъем на передней панели.

Однако разъемы только полу-совместимы. В частности, обработка подключений устройств передней панели отличается.

На аудиосигнале AC97 на задний аудиовыход был зациклирован передний аудиовыход, и подключение устройства к аудиовыходу на передней панели будет электрически отключать задний аудиовыход от источника звука. Если вы хотели использовать материнскую плату AC97 без звука на передней панели, было необходимо установить перемычки на звуковой заголовок, чтобы сделать задний аудиовыход.

Звук HDA для фронтального и тылового выходов поступает из отдельных выходов на аудиокодек. Штыри, которые ранее использовались для обратной связи с передней стороны, были заменены на контакты разъема.

Поэтому, если вы подключите переднюю панель HDA к материнской плате AC97, вы не получите выход на заднем аудиовыходе. Большинство пользователей не найдут это приемлемым.

Если вы подключите переднюю панель AC97 к материнской плате HDA, то обнаружение плагина не будет работать правильно, оно может обнаружить устройства как нет, когда они присутствуют, и наоборот, и точные результаты могут зависеть от того, какой звук подключается. На некоторых материнских платах может быть возможно отключить обнаружение подключаемого модуля, чтобы они могли работать лучше (хотя все еще не идеально) с передней панелью AC97.

Ваша передняя панель выглядит так, как будто она предназначена для материнских плат HD audio, но с хаком, чтобы обеспечить ограниченную поддержку плат AC97. На разъемах AC97 есть петли провода, которые будут работать сзади, но они не будут переключаться разъемами на передней панели, как это было бы с соответствующей передней панелью AC97.

Intel представила HDA еще в 2004 году, хотя AC97 и HDA поддерживались в паралеле в течение некоторого времени, но что-то даже отдаленно современное должно быть HDA.

Сначала я попробую попробовать аудиоразъем HD, если задний аудиовыход на вашей материнской плате не работает, попробуйте вместо этого использовать разъем AC97.

Ac97 или hd audio что подключать

Аудиокодек определяет частоту звукового тембра. Качественный звук получается на высоких параметрах по разрядности и дискретизационной частоте. Такую обработку выполняют ауди процессоры или драйверы CPU ресурсов. Для улучшения процессов корпорация Intel предложила сначала стандарт для аудеокодека – AC 97. Когда он устарел заменила на HDA.

Что представляет собой AC 97

Понять принцип использования стандартов поможет раскрытие некоторых понятий, где:

  1. Под дискретизацией следует понимать фильтрацию звуковых волн перед сохранением их на файле. Этим процессам снижается объем записей, но проявляется и масса других импульсов, которые не нужны жесткому диску. Оцифровка позволяет сделать выборку аналоговых сигналов по временному шагу. Чем больше его значение, тем лучше качество воспроизводимого звука.
  2. Разрядность тоже влияет на аудиозапись. Это частота входных сигналов, выраженная в битах, элементарных единицах, отражающих отсчет в цифровых устройствах. С большим числом выполняются более точные операции.

Инструмент AC 97 создали для:

Этим технологическим механизмом распознается и поддерживается частота информационных аналоговых импульсов в 95 кГц, если работают с 20-разрядным стереоприёмником. Когда делают многоканальную запись на аналогичном оборудовании воспроизведение будет в пределах 48 кГц. В AC 97 установили хост-контролер и аудиокодек. Когда осуществляется программная передача, они отвечают за обмен цифровых данных в системной шине и аналоговом кодеке.

В состав последнего входят преобразователи ЦАП и АЦП для обеспечения дискретизации, где:

  • В момент воспроизведения цифро-аналоговым преобразователем выполняется перевод цифрового кода в аналоговый импульс.
  • Во время записи с помощью АЦП достигают обратного преобразования.

От качественного АЦП зависит чистота звука. ЦАП влияет на точность аналогового сигнала.

Для чего разработали Intel High Definition Audio

После первого представления в 1997 г. AC 97 постоянно модернизировали, но стандарт не избежал морального старения, поэтому его заменили на High Definition Audio. Разработчики улучшили характеристики и расширили возможности HDA, но с полной совместимостью с прежним эталоном. В первой версии от 15.04. 2004 г. инженеры выпустили образец под кодом Azalia. В исправленном виде 2010 года стандарт значился как HD Audio.

Аппаратный кодек осуществлял вывод цифрового звука при частоте 192 кГц, где разрядность достигала:

  • 33 бит. в двух канальных приемниках.
  • 32 бит. при 96 кГц на 8 каналах.

HD Audio – это своеобразный норматив, на него ориентируется подсистема, когда обрабатывает и выводит звук. Предназначение данной опции заключена во включении или выключении технологичной поддержки, установленной в чипсет материнской платы, которая работает с цифровым звуком. С нововведением стало возможным задействовать многопоточное и многоканальное воспроизведение звучания, его поддерживают параметры высокой разрядности с такой же частотой дискретизации. Стандарт разрабатывали для домашних кинотеатров и телевизионных приемников. Сейчас встроенные звуковые системы, которые основаны на HD Audio находятся на материнских платах многих ПК.

Общие критерии

Разработаны эталоны AC 97 и HD audio инженерами одной компании Intel. Оба стандарта предназначались для улучшения звукового режима. Эти модели выражены в спецификации, где нет условий относительно качества ЦАП и требований к аналоговому тракту кодека. Несмотря на корректировки в этом HD и AC 97 одинаковы.

По-прежнему оценку звука осуществляют не целостной архитектурой стандарта, а конкретной моделью кодека, которые производят разные сторонние компании. Общими между нормативами стали:

  1. Разработчик.
  2. Назначение стандарта.
  3. Отражение спецификацией.
  4. Чистый цифровой звук.
  5. Определение архитектуры и программного интерфейса.
  6. Использование хост-контроллера и аппаратного аудиокодека.

На этом заканчиваются одинаковые моменты между разными стандартами.

Чем отличаются спецификации

Отличительные критерии между 2 элементами содержат основные характеристики.

Так HD Audio характеризуется поддержкой:

  • По 15 потоков на входе и выходе.
  • 16 каналов.
  • Модемного и аудиокодека с многоуровневой тонкой настройкой.
  • Разрядностью 8-32 бит.
  • Частотой 6-192 кГц.

В обновленной спецификации типы коннекторов автоматически определяются и переназначаются разъемной функциональностью.

АС 97 уступает своему преемнику и эволюционному продолжателю, относительно:

  1. Максимальной разрядности – 16 бит.
  2. Частоты дискретизации – 48 кГц.
  3. Полосы пропускания равной всего 5 Мб/с.

АС 97 может работать с одним звуковым устройством, тогда как High Definition Audio доступны несколько приемников. Отличаются эталоны:

  • Опорной частотой.
  • Зависимостью от сторонних ПО или драйверов.

Разработчики создали стандарт с преимуществами в отношении:

  1. Полноценной поддержки.
  2. Высоких полос пропускания.
  3. Использования только необходимых ресурсов.
  4. Единого драйвера и задающего синхронизацию генератора.

В итоге HD audio обеспечил для использования большее количество каналов, где воспроизводится более качественное звучание по сравнению с интегрированными аудиокодеками АС 97. При этом, такие кодеки не могут взаимно заменяться, а передача информации в их протоколах не совместима.

в настоящее время я настраиваю старую систему в новом случае (я буду обновлять ее поэтапно, а старые части затем вернуться в старый случай ;p), и у меня немного путаница в отношении того, какой кабель использовать, и в чем разница.

кабель выглядит примерно так , с разъемом AC 97, подключенным к разъему HD audio. Они оба, по-видимому, имеют один и тот же разъем (вплоть до „ключа“ – пространства, где нет штыря и его заполнено вверх), видимо те же цветовые коды при ближайшем рассмотрении и так далее.

какая разница между этими кабелями, и когда я знаю, что использовать? В моем случае звуковой чип-это ALC888 но меня больше интересует общий, универсальный ответ, а не один конкретный. Заголовок в самой системе помечается как „Audio“.

Если требуется более конкретная информация, я поместил материнскую плату от dell 530 в графит cosair 600T, только для проверить дело до конца мое оборудование.

правильный для использования зависит от вашего случая. Эти кабели обычно используются для подключения портов наушников/микрофона на передней панели. В то время как разъемы могут выглядеть идентично, распиновки разные и не очень взаимозаменяемы. Соответствующий разъем на вашем случае должен быть помечен соответствующим образом, я знаю, что мой помечен HD Audio.

HD Audio предназначен для замены AC ‘ 97. HD аудио, как правило, более способны. Связанные статьи имеют более подробную информацию на этом. Для среднего домашнего использования не должно быть заметной разницы.

остальная часть этого ответа будет ссылаться на Intel Передней Панели Ввода / Вывода Руководство По Проектированию Подключения Страница 19. Они также имеют schemantics на страницах 20 и 25, если вы заботитесь. Я буду делать акцент.

дизайн передней панели аудио в сочетании с дизайном материнской платы аудио заголовка зависит от типа аудиокодека используется на материнской плате. в в прошлом преобладали интегрированные аудиокодеки AC’97. С введением аудио определения Интел высокого, много новых конструкции материнской платы переключаются на аудиокодеки высокой четкости (HD). дизайнеры следует отметить, что материнские платы передней панели AC’97 и Intel High Definition Audio, а также реализации карт ввода/вывода различны и могут быть несовместимы напрямую или взаимозаменяемы

некоторые источники указывают, что необходимо / может быть необходимо переключить аудио режимы вывода в конфигурации BIOS или перемычкой. Рекомендуется ознакомиться с руководством по материнской плате. моя собственная материнская плата (MSI P67A-C45) руководство просто говорит, что он совместим с Intel передней панели ввода/вывода руководство по проектированию подключения, не все, что много информации. руководства Dell описывают его как front audio (F_AUDIO) и не указывайте никакой такой перемычки, а только опишите опцию BIOS Onboard Audio Controller as Enabled or Disabled (Enabled by default) .

пассивная аналоговая передняя панель AC ‘ 97 ключи (те, которые оставляют 5В аналоговый пин-7 линия неподключенный на ключе) может использоваться с Intel® HD аудио аналоговые передней панели заголовка. Но обратите внимание, что функция обнаружения и переназначения разъема на передней панели будет потеряна, так как разъемы AC’97 не поддерживают подключение к линии SENSE. Кроме того, программное обеспечение должно знать, что ключ AC ‘ 97 используется с аналоговым заголовком Intel ® HD Audio, так как программное обеспечение может потребоваться выделить порты кодека, подключенные к заголовку для удовлетворения функциональные возможности продукта.

Ситуация такая, что в сети очень много людей поднимают этот вопрос: как присоединить фронтальную аудиопанель к дополнительному разьему HD-AUDIO на современных матерях, да так, чтобы автоматом переключались входы?

Все виденные „советы“ сводились к простому подключению существующих пинов и в той или иной степени игнорировании оставшихся, например Sense_Send, presence_J и др. Соответственно, работало или плохо, или совсем не работало, у кого как.

Поковырявшись в сети, нашел отличия HD от АС97:

Основное отличие – в АС97 по дефолту контакты свичей замкнуты, в HD – разомкнуты, все остальное легко исправимо.

Вопрос теперь такой, можно как-то это недоразумение исправить без перепайки самих джеков, или.
Если „или“ – насколько дефицитны джеки, подходящие для перепайки в HD?

Начнем с панели управления, то есть включение и прочее.
Этот вариант у 90% мат плат.
Индикатор обращения к жесткому диску 1 – 3 контакты
Световой индикатор питания 2 – 4 контакты
Очистить 5 – 7 контакты
Кнопка включения питания 6 – 8 контакты
Надеюсь все понимают что один ряд получается все четные, другой все нечетные?
У Asus все по другому, но у них четко прописаны буквы напротив контактов и догадываться об их предназначении нетрудно.
Для тех кто испытывает трудности с расшифровкой этих букв:

PLED – Power Led – сигнал питания (светодиод)
SPEAKER – Динамик системный
IDE LED– сигнал работы IDE (HDD) жесткого диска(светодиод)
PWRSW – Power Switch – кнопка питания
RESET – кнопка сброса (прерывание Power Good)

Далее рассмотрим вывод звука на переднюю панель.


Описывать HD я пока не буду, начнем с AC97:
Pin Signal Name Function
1 AUD_MIC Front Panel Microphone input signal Выход микрофона на переднюю панель
2 AUD_GND Ground used by Analog Audio Circuits Земля, масса, минус – как хотите
3 AUD_MIC_BIAS Microphone Power Что то связанное со смещением звука на микрофоне, надеюсь кто то более точно сообщит.
4 AUD_VCC Filtered +5 V used by Analog Audio Circuits 5 вольт питания для звука
5 AUD_FPOUT_R Right Channel Audio signal to Front Panel Выход правого канала на переднюю панель
6 AUD_RET_R Right Channel Audio signal to Return from Front Panel Вход правого канал на переднюю панель
7 HP_ON Reserved for future use to control Headphone Amplifier Зарезервировано для использования в будущем
8 KEY No Pin Бестолковый контакт
9 AUD_FPOUT_L Left Channel Audio signal to Front Panel Выход левого канала на переднюю панель
10 AUD_RET_L Left Channel Audio signal Return from Front Panel Вход левого канала на переднюю панель

Обычно мы имеем колодку или отдельные контакты с загадочными надписями:
1 MIC-VCC,
2 MIC-IN,
3 GND,
4 EAR L,
5 EAR R,
6 LINE L,
7 LINE R

Итак подключаем ваши контакты
Микрофон пока опустим, в дальнейшем распишу.
По поводу звука все просто:
6 LINE L в 9 AUD_FPOUT_L
4 EAR L в 10 AUD_RET_L
7 LINE R в 5 AUD_FPOUT_R
5 EAR R в 6 AUD_RET_R

Учтите что на некоторых системных платах не будет звука при установленных драйверах если не будет джамперов на этих контактах и не подключена передняя панель:

Обладателям Audigy, советую посетить эту страницу.

Контакты USB: спасибо 2503

Главное не перепутать +5 и GND – это крайние контакты.
+5V также обозначается иногда как VCC, а средние DATA – и DATA + на всех новых системных платах +5 вольт располагается с краю контактной площадки, а „земля“ около незадействованного контакта, как видно на картинке. На старых системных платах (первые на сокете 478 и старые сокет 370) встречается, когда один ряд перевернут на 180 градусов.

Новый звук в старом «доме»

Бородатая хохма «купил-включил-не работает» может относиться не только к олдовому советскому телевизору КВН-49-1, но и к звуковой подсистеме ПК. Часто так бывает при попытке пристроить новое железо в старый корпус.

Единожды попробовав простое житейское удовольствие, когда не нужно, находясь в коленно-локтевой позиции под столом, пытаться включить наушники, я взял за правило: передние аудиоразъемы должны быть исправны. Производители корпусов к моему авторитетному мнению отчасти прислушиваются, снабжая каждый кузов аудиогнездами, жаль, что взгляд на коммутацию оных у всех разный. Самые главные бракоделы те, что предоставляют в распоряжение аудиофила шнуры типа «удлинитель» (в отношении USB-портов сие тоже возмущает, кстати говоря).

Вроде бы проще некуда: протащил кабель сквозь заднюю стенку, вставил зеленый Jack в зеленое отверстие (осветив подстольные недра зажигалкой, обжигая пальцы и чертыхаясь), розовый – в розовое и айда слушать Шопена и трепаться в MSN. Но теперь все звуковое, как в автобусе, должно входить только в «переднюю дверь». Вспоминаем про мозоли на пальцах телефонисток (менять местами штекеры колонок и наушников все равно придется постоянно!), достаем ритуальный огнемет и уничтожаем адский сундук, дабы другие не мучились.

Тут необходима ремарочка: мы сегодня говорим о тех, кому достаточно возможностей встроенного аудиокодека, у владельцев мощных звуковых карт другие проблемы и другие методы их решения. Благо о нетребовательных пользователях давным-давно позаботилась фирма Intel. Казалось бы, при чем здесь… А вспомните, кто главный толкатель спецификаций? ATX и покойный BTX, WiMAX, DLNA – продолжать дальше? Остальные вендоры только придерживаются установленных правил.

Душа инженеров главной процессорной компании болит и за адептов фронтальных аудиогнезд с 1997 года. Тогда интеловцы не только придумали систему стандартов AC’97, которая наказывала иметь аудиохост-контроллер в чипсете и АЦП / ЦАП на материнской плате, но и подробно рассказали, как правильно подключать аудиогнезда. То, что изображено на Рисунке 1, – репродукция из datasheet, упрощенная в части всяких помехо-, шумо-, трескоподавляющих конденсаторов и катушек.

Но не стреляйте в художника, ведь рационализатором выступил не я, а многочисленные азиатские фабрики, посчитавшие данные детали излишними. Главная фишка этой схемы – аудиогнезда с парой замкнутых в нормальном состоянии контактов. Если переднюю панель не тревожить, то мы видим, что микрофонные входы (штыри 1 и 3) надежно закорочены «на землю», чтобы не фонило почем зря, а любимая мелодия для флейты, поступая с ЦАП кодека на 5-й и 9-й контакты (правый и левый каналы соответственно), не задерживаясь, проходит на 6-ю и 10-ю ножки разъема и направляется далее по матплате в сторону колонок.

Стоит воткнуть штекер наушников, картина меняется. Штырь «джека» давит на контакты (черный пунктир на картинке), они размыкаются, и пара «шестой / десятый» отключается от кодека. Колонки умолкают, наушники звучат – что и требовалось. Если же к «гребенке» АС’97-Audio ничего не подключается, выводы 5 и 6, 9 и 10 замыкаются попарно двумя джамперами.

Иногда можно видеть, как на разъеме, которым оканчивается жгут с передней панели, уже установлены перемычки. Я их пометил на рисунке красным пунктиром. Это значит, что производитель сэкономил несколько центов и поставил аудиогнезда без средств коммутации, то есть звук будет одновременно идти и в колонки, и в подключенные спереди наушники. В результате я уже слышу гул воинственно настроенных соседей, собирающихся на погромы, и поспешно убавляю громкость.

Ввиду того, что AC’97 давно стал достоянием истории, конкретного способа, как автоматически коммутировать фронтальные и тыловые разъемы, приводить не буду, но парой идей поделюсь. Первая – реле, расположенное рядом с колодкой, двумя парами контактов которого нужно разрывать связь между штырьками 5 / 6 и 9 / 10 «гребенки». Вторая – выкинуть всю низкосортную требуху из корпуса и привести соединения к схеме из Рисунка 1. Данный путь правильнее.

Необходимость улучшения качества звучания и потребность в многоканальных аудиосистемах привели к появлению в 2004 году нового пакета спецификаций – Intel High Definition Audio, также называемых Azalia, Intel HDA или HD Audio. Качество улучшилось, но и в интерфейсную часть стандарта были внесены значительные коррективы. Такие, что, вставив шнур передней панели с розеткой, подписанной «AC’97», в матплату с Intel HD Audio-кодеком, никакого звука с передней панели получить невозможно. «Гребенки», что характерно, совершенно одинаковы по конструкции, и даже вывод «ключа» все тот же, 8-й. В эту лужу садятся как раз те, кто размещает новые комплектующие в старых корпусах.

Давайте взглянем на Рисунок 2. Я его не стал перегружать клипартами ножниц, пунктирами – это уже адаптированная мной (и не только мной, все datasheet лежат в открытом доступе) схема подключения гнезд передней панели к современной матплате. Как видите, 7-й штырь наконец перестал филонить. Но главное отличие не в этом, а в тех автоматических контактах, которые при всовывании «джека» в AC’97 размыкались. В HDA все с точностью до наоборот. Здесь применены изолированные, нормально разомкнутые датчики.

Работает это все так. Для начала микросхема кодека должна «догадаться», что к «гребенке» материнки что-то подоткнули. Этому служит контакт #4: если он подтянут к «земле» (про резистор чуть ниже), значит, у юзера есть красивый корпус с передней панелью и он хочет всей этой машинерией пользоваться.

На логику переключения «фронт / тыл» отведено еще три контакта: пресловутая «семерка», 6 и 10-й. Замыкая между собой 6-й и 7-й выводы, сообщаем чипу о подключении микрофона, «закрытые» 7-й и 10-й говорят ему, что барин достал-таки с полки наушники. Если закоротить сразу все три контакта, акустика будет отключена, а фронтальные гнезда активны, причем оба. Аналоговые цепи не претерпели изменений.

Чтобы подключить AC’97-амуницию к модерновой плате, понадобятся час-два времени, микротумблер, любой резистор 1 кОм и обязательный набор инструментов и приспособлений: паяльник, термоусадка, пара цветных проводов достаточной длины. Переключатель «фронт / тыл» можно поставить любого типа, мне милее тумблер: по положению его ручки сразу видно, куда уходит звук. Самое удобное место для размещения «стрелочника» – неиспользуемая 3,5-дюймовая панелька над аудиогнездами.

На цвета проводков, которые я привел на схеме, советую не обращать внимания, единого стандарта нет. От передней панели отделяем провода, соединенные с 6-м и 10-м штырями колодки матплаты (у меня – серый и фиолетовый согласно Рисунку 1). Скручиваем их, спаиваем, изолируем стык и удлиняем до тумблера (оранжевый провод на схеме). Второй вывод этого выключателя протягиваем к выводу #7 колодки матплаты (зеленый провод на Рисунке 2).

Резистор 1 кОм подпаиваем в любом месте, удобно разместить маленький SMD-элемент (маркировка на «спинке» – 102) прямо на печатных дорожках рядом с гнездами, сковырнув с них лак и облудив. Все несанкционированные соединения ликвидируем ножом или фрезой. Если все провода были припаяны в нужные места, то при переключении тумблера в сторону «наушников» Windows 7 сообщит, что «был подключен разъем». Работу микрофона и наушников одновременно удобно проверять в Skype. Если все в порядке, то, как говорится, дерните тумблер и… enjoy! UP

Schreibe einen Kommentar

Deine E-Mail-Adresse wird nicht veröffentlicht.

Schaltfläche "Zurück zum Anfang"