Операционные системы

2D Atmos что это

2D Atmos что это

Простой компьютерный блог для души)

Dolby Atmos 3D что это такое в кинотеатре?

Объемный звук изобретен давно. Казалось бы, ничего нового уже добавить нельзя. Технология иммерсивного (погружающего) звука Dolby Atmos доказала обратное, став самой уникальной из всех разработок данной сферы.

Технология Dolby Atmos в зрительном зале кинотеатра

Создается максимально реалистичная атмосфера — зритель окунается в естественный звук, наполненный всеми возможными голосовыми оттенками. Эффект усиливается сферическим воспроизведением — для этого используются специальные потолочные громкоговорители.

Первыми в выигрыше от уникальной разработки оказались кинотеатры — новый формат аудио восприятия пленил зрителей, вызвав бурю эмоций, море удовольствия и буквально космический эффект.

Что общего имеет Dolby Atmos с 3D?

Почему эти две технологи употребляются вместе? Начало известности системы приходится на 2012 год. Преимущества технологии очень быстро увидели создатели фильмов, киностудии, кинотеатры.

Именно с ее помощью появился новый стандарт звука, включающий:

  • 3D — изображение в стереоскопической величине;
  • Dolby Atmos — новый формат трехмерного звука.

Благодаря такому тандему все ранее существовавшие рамки, мешающие естественному восприятию звука были разрушены.

Находиться в эпицентре действия, разворачивающегося в фильме это круто

Технология, впервые представленная в кинотеатре Голливуда обладает рядом уникальных достоинств, о которых большое кино раньше могло только мечтать:

  1. Звуковые эффекты не только размещаются, но и передвигаются в трехмерном пространстве.
  2. Задействована область над головами зрителей — благодаря этому происходит абсолютное погружение.
  3. Восприятие фильма выходит на совершенно новый уровень — система способна одновременно, причем, совершенно независимо, воспроизводить около 128 звуков.

Dolby Atmos шаг к созданию более качественного кино

Чем шире возможности у создателей кинолент, тем высшую оценку зрителей они получают.

Аудиовизуальные технологии позволяют создавать звук, ориентированный на каждый отдельный объект. В итоге получается такая уникальная картина:

  1. Источник голоса (птица, машина, мотоцикл, вертолет и пр.) по отношению к зрителю определяется звукорежиссером.
  2. Далее создается 3D-карта звукового поля.
  3. Результат — боинг проносится как будто над головой зрителя.

То же касается и других движений — человек может услышать шорох листьев, шум капель дождя, бег мыши, приближающиеся издалека шаги и другие самые тонкие звуки.

Главная особенность системы Dolby Atmos — звук, ориентированный на конкретный объект. Соответственно, создание фильмов также видится по-другому, аудио-картина обогащается акцентами, усиливающими реалистичность и естественность.

Благодаря Dolby Atmos зритель оказывается в самом центре событий

Dolby Atmos 3D — что это значит в кинотеатре?

Если вы попали в кинотеатр, где будет демонстрироваться фильм по технологии Dolby Atmos 3D, то это значит, что в течение всего просмотра вы будете находиться в эпицентре событий, происходящих на экране.

Согласно технологии, звукорежиссер закладывает в картинку звук так, чтобы зритель прочувствовал все до мельчайших подробностей.

Реализовать Dolby Atmos может только тот кинотеатр, который построен или модернизирован согласно требованиям современного звукового стандарта:

  1. Количество каналов, определяемое площадью и высотой зрительного зала.
  2. Два ряда потолочных динамиков, способных создать панорамный звук.
  3. Аудио-процессоры от Dolby, настраиваемые инженерами Dolby индивидуально под каждый зал.

Заключение

Все сказанное выше значит, что если вы хотите по-настоящему ощутить достоинства технологии объемного звука, то прежде чем покупать билет в кинотеатр поинтересуйтесь, кто устанавливал систему в данном кинотеатре. Если сам разработчик, то качество гарантировано.

Dolby Atmos: что это?

Долгое время качество звука увеличивали при помощи наращивания количества каналов, по которым передается звук. Увеличивалось количество колонок, они менялись, но, несмотря на это, все равно использовалась студийная многоканальная запись, которая должна была звучать в стандартном кинозале. По такой технологии устроены многие кинозалы и именно на это рассчитывают кинокомпании. Но если создать качественное звучание в некоторых кинотеатрах еще получается, то сделать это дома практически невозможно.

Так было раньше, пока не появилась Dolby Atmos 3D. Несмотря на то, что данная технология была представлена миру еще в 2012 году, мало кто знает, что это такое. Если объяснять вкратце, то можно сказать, что это такая система, которая делает звук реалистичным, благодаря тому, что он звучит не только в горизонтальной плоскости, но и сверху. Из-за этого появляется возможность создавать объемную звуковую картину 3D, как это происходит и в обычной жизни. Звук будет полностью соответствовать картинке на экране, и звучать именно оттуда, откуда должен. Благодаря этому у вас возникнет ощущение полного погружения в происходящее.

Как это устроено?

Звуковая система Dolby Atmos 3D отличается от обычного домашнего кинотеатра, передающего звук поканально, тем, что она более универсальная и гибкая. Для воспроизведения Dolby Atmos понадобиться специальный ресивер AV, который будет адаптировать поступающий на него звук под акустическую систему, которой вы обладаете. Благодаря этому замысел звукорежиссеров и режиссеров фильма будет передан настолько точно, насколько это возможно. Чтобы насладиться звуком в полной мере, вам будет достаточно акустической системы, состоящей из 7 колонок типа KEF.

Для того чтобы воспроизвести необходимую видеозапись через игровую приставку или проигрыватель Blu-Ray вам понадобится AV ресивер либо же предусилитель процессор, который будет поддерживать данный формат объемного звука. Также Dolby Atmos можно будет воспроизвести через сетевой сервис, только для этого вам потребуется отключить аудиовыход, зайти в настройки и активировать режим, под названием «bitstream». После этого остается только выбрать и подключить колонки.

Колонки для Dolby Atmos

Если вы действительно цените 3D звук, то лучше всего для домашнего кинотеатра выбирать колонки типа KEF. Воспроизведение Dolby Atmos на таких колонках возможно двумя способами:

  1. Установка дополнительных колонок серии Ci, которые страиваются в потолок;
  2. Добавление к уже имеющимся колонкам акустического модуля KEF R50, обладающего динамиком, направленным вверх.

Второй вариант намного проще, но вне зависимости от вашего выбора, вы получите великолепный 3D звук, который перевернет ваше восприятие о 3D. Предлагаем для начала рассмотреть колонки R50 для Dolby Atmos.

Такие колонки предназначены именно для того, чтобы можно было воспроизводить звук в формате Dolby Atmos. Устанавливают их вместе с обычными тыловыми и фронтальными колонками. Несмотря на то, что динамик в R50 направлен вверх, инженеры компании сделали так, что необходимый эффект достигается благодаря отражению звуковой волны от полка. UNI-Q был разработан специально под новые Blade, благодаря чему данный модуль великолепно сочетается с колонками серии R, Q или Reference как внешне, так и по звуку. При помощи расположенного в середине средне-низкочастотного драйвера диаметром в 13 см сложного твитера диаметром в 2,5 см и волновода, обеспечивающего равномерное рассеивание звука, можно получить среднечастотную полосу, отличающуюся чистотой и скоростью, которая прекрасно сочетается с последними моделями колонок от компании KEF.

Колонки для потолка

В качестве альтернативного и, по сути, более правильного варианта для просмотра фильмов со звуком Долби Атмос, можно использовать колонки серии Ci, которые встраиваются в потолок в количестве двух или четырех штук и также подключаются к данной системе. Они абсолютно не заметны и способны обеспечить великолепное качество звука, однако, следует учесть, что обычный потолок для их установки не подойдет. Количество устанавливаемых колонок напрямую связано с размерами помещения и громкостью, с которой будут просматриваться фильмы. Чем больше помещение, тем лучше должны быть колонки.

На сегодняшний день существует 3 типа для Dolby Atmos:

  1. Ci160QR – обладает вуфером диаметром 16 см и встроенным в него 19 мм твитером;
  2. Ci200QR – отличается большим вуфером (20 см) и твитером (2,5 см);
  3. Ci200RR-THX – также обладают твитером в 3,8 см, сертификатом THX Ultra2, 20 см вуфером, обладающим магнитной системой, благодаря которой достигает более глубокий уровень баса.

2D Atmos что это

Мир безупречного звука – вот что такое Dolby Atmos.

Технология Dolby Atmos позволяет почувствовать «геометрию» звука и его конкретное очертание. С инновационной разработкой звуковые эффекты становятся максимально реалистичными. Так, звук дождя будет доноситься с потолка, как в реальных природных условиях, а грохот приближающегося поезда – снизу, имитируя дрожь на полу. С такими функциями плоскость становится трехмерной, а зритель или слушатель полностью погружается в эпицентр воспроизводимого звука. Благодаря этому, фильмы будут иметь совершенно новое звучание, а картинка оживет.

Преимущества технологии

• Позволяет перемещать источник звука по всему пространству (кинозалу или комнате), даже над головой зрителей, обеспечивая чистое и реалистичное звучание.
• Делает звук богатым, глубоким, многомерным и объемным, способным зрителя превратить в участника событий на экране.
• Позволяет слушать не только горизонтальное направление звука, но и вертикальное за счет верхних каналов.

Что нужно для того, чтобы использовать Dolby Atmos?

Создатели технологии рекомендуют использовать домашние кинотеатры с потолочными акустическими системами или новыми колонками, устройствами, поддерживающими систему Dolby Atmos.

Обычная акустическая система 5.1. – это фронтальные, центральные и тыловые колонки плюс сабвуфер. Чтобы почувствовать Dolby Atmos, нужно добавить 2 потолочных динамика, создав 5.1.2. канальное погружение. Добавьте еще 2 потолочные колонки, и наслаждайтесь полноценным 5.1.4 звучанием. Более того, контент Dolby Atmos не привязан к какой-то конкретной конфигурации колонок для воспроизведения записи. Вы можете иметь комплект 7.1.2, 7.1.4 и даже 9.1.2. Система в целом и ее алгоритмы будут оптимизированы конкретно под вашу акустическую систему.

История создания Dolby Atmos

Впервые формат Dolby Atmos презентовали в кинотеатре Dolby Theatre (Голливуд) в 2012 году. Профессиональный рынок мгновенно заинтересовался изобретением, уже в 2013 году сотни кинотеатров работали по новому стандарту. Также новинка заинтересовала и производителей акустической продукции. Благодаря этому, почувствовать магию нового формата теперь можно не только в кинотеатре, а и дома, находясь в комфортной обстановке.

Б. Крокет, директор акустической лаборатории Dolby, объяснил, чем новый формат отличается от других многоканальных стандартов, используемых в кинотеатрах. Он считает, что с изобретением Dolby Atmos режиссер может не думать, с какой колонки (фронтальной или тыловой, правой или левой) будет доноситься звук. Главное для него теперь – аудиообъект и его траектория перемещения. Под «аудиообъектами» он понимает какой-либо объект, который является одновременно источником звука, например, плач ребенка или автомобильный гудок. Задача режиссера, показать размещение этого звука, а задача Dolby Atmos – воспроизвести его в указанном месте.

Чтобы окончательно понять технологию, стоит отметить, что звук бывает статическим, например, фоновая музыка в фильме, закадровый голос автора. Его размещение не требует каких-то сложностей. Динамический же звук – это приближающийся/отдаляющийся автомобиль, вертолет и др., распределить его реалистичное положение и перемещение по колонкам поможет алгоритм Dolby Atmos, организовывая максимально реалистичный горизонтальный и вертикальный звуковой ряд.

Чтобы каждый пользователь смог насладиться революционной технологией Dolby Atmos, разные бренды начали выпускать Atmos сертифицированные AV рессиверы, колонки, готовые домашние кинотеатры и не только.

Флагманский звуковой проектор YSP-5600 от Yamaha

Инженеры компании Yamaha изобрели систему, не имеющую аналогов в мире. Встречайте YSP-5600 – флагманскую модель, поддерживающую технологию Dolby Atmos. И это не саундбар. Производитель назвал эту новинку звуковым проектором.

На сегодня YSP-5600 – это единственный проектор, генерирующий мощный объемный звук, эквивалентный конфигурации 7.1.2, занимая всего одну полоску пространства на стене или на стойке около телевизора. YSP-5600 идеально подходит для домашнего кинотеатра.

Преимущества YSP-5600

• Дизайн. Снаружи модель выглядит лаконично, стильно, аккуратно, занимает мало места по сравнению с большим количеством массивных колонок. Даже панель управления в нем скрыта, а индикаторы находятся за сеткой гриля, которая расположена на передней и верхней панели. Доступные разные варианты цвета корпуса.
• Мощность. За сравнительно изящными размерами скрываются усилители общей мощностью 128 Вт.
• Уникальная конструкция. В устройство вмонтировано 46 динамиков, в том числе 2 основных излучателя (11 см диаметром) и 32 компактных динамика между ними. По краям, с каждой стороны размещены по 6 динамиков, диаметром 2.8 см, направленных вверх. Они создают звуковой купол, способный поддерживать стандарты технологии Dolby Atmos, в том числе обеспечивая вертикальное измерение звуковых эффектов различной интенсивности.
• Акустический эффект. Ощущение присутствия большого количества колонок вокруг и даже на потолке. Закрыв глаза, можно точно указать направление источника звука, и это будет не корпус проектора.
• Удобное управление. Подключить звуковой проектор можно проводным и беспроводным способом. Задать настройки можно при помощи пульта или через мобильное приложение MusicCast CONTROLLER.
• Шикарный многоканальный звук, в том числе и в формате Dolby Atmos и DTS:X.
• Поддержка разных кодеков (AIFF, MP3, MPEG4-AAC, WMA, Apple Lossless, FLAC, WAV).
• Совместимость с устройствами. Умеет интегрироваться в единую акустическую среду, благодаря поддержке мультирум Технологии MusicCast. Возможна передача музыкального контента на другие MusicCast-совместимые устройства. Наличие в комплекте датчика SWK-W16 позволяет организовать беспроводное подключение сабвуфера Yamaha или моделей других производителей.
• Простой монтаж. YSP-5600 можно разместить на полке около телевизора или на стене. Крепление для установки на полке есть в комплекте, дополнительно можно приобрести оригинальный кронштейн для настенного монтажа – Yamaha SPM-K30.
• Поддержка Wi-Fi/DLNA, Bluetooth, технологии AirPlay.

Учитывая все перечисленные преимущества уникального устройства, стоимость его является вполне аргументированной и справедливой. Поэтому Yamaha YSP-5600 – достойный продукт для современного домашнего кинотеатра.

Dolby Atmos: Входы, выходы и звуки системы 5.1.2

Подробное руководство по следующей большой инновации в технологии звука.

Dolby Atmos обещает стать будущим звука, и всё же это технология, о которой мало кто говорит. Проще говоря это новый аудиоформат, который позволит вам слышать звук в 360-градусном пузыре. Благодаря объектно-ориентированной звуковой инженерии, динамики Atmos меняют способ настройки домашних кинотеатров и, что более важно, как звук распространяется в комнате.

В новостях тут и там, вы могли узнать, почему Dolby Atmos является будущем звука домашних кинотеатров, а также как технология работает с нашими ушами. Но мы никогда не брались действительно объяснить, что это за технология, почему она важна и, самое главное, как вы можете использовать Dolby Atmos в собственном доме. До сих пор.

Эксперимент был, по меньшей мере, сложным, учитывая часы исследований и планирования, создание системы и, наконец, что можно посмотреть, чтобы насладиться Dolby Atmos.

Вы можете считать результаты эксперимента полевым руководством для домашней системы развлечений следующего уровня. Или, если вы не хотите оставаться в аудио-неведении, взгляните на технологию, которая обещает революцию в ближайшие пять лет.

Основы: Что такое Dolby Atmos?

Dolby Atmos – это новый аудиоформат, аналогично стереофоническому звуку или объемному звуку, который записывает звук из саундтрека к фильму или видеоигры, а затем подает его куда более захватывающим способом. Dolby Atmos делает звук ещё более трехмерным – представьте себе разницу между слышимостью вертолета, летящего на расстоянии нескольких сотен метров и прямо над вашей головой.

Технология разрабатывается Dolby Laboratories, звуковой компанией, которая специализируется на звуковом воспроизведении и кодировании. Вероятно, вы видели их логотип на DVD-дисках или Blu-Ray, а также на новом аудио-оборудовании.

Первым фильмом, предоставленным в новом формате, был Pixar Brave в 2012 году, и с тех пор было несколько фильмов, несколько телевизионных шоу и несколько видеоигр, которые использовали технологию с тех пор.

Тем не менее, Dolby не единственная компания, которая работает над объектной 3D-системой объемного звучания – у одного из конкурентов, DTS, есть своя версия под названием DTS: X.

Итак, как же Dolby планирует создать звуковой пузырь? Для ответа на этот вопрос всё, что вам нужно сделать, посмотреть вверх.

Dolby Atmos создает пузырь звука, отражая звуковые лучи от вашего потолка, а затем направляя в ваши уши. Как вы можете себе представить, это требует некоторой калибровки и довольно плоского потолка. Пока у вас есть последнее и вы не против потратить время на первое, давайте начнем.

Шаг 1. Поиск системы

Удивительно, но найти совместимую с Dolby Atmos систему является самой простой частью этого процесса. Крупные звуковые производители, такие как Onkyo, Denon, Yamaha и Pioneer, все делают аудио / визуальные приемники, способные обрабатывать звуковые дорожки Dolby Atmos, с небольшими отличиями для непрофессионала между моделями среднего уровня.

Для однодневного эксперимента мы использовали приемник Onkyo TX-NR747 с домашним кинотеатром SKS-HT594 5.1.2, включающий пять колонок с объемным звуком и сабвуфером. Мы также объединили систему с парой старых колонок Pioneer, которые нашлись под рукой, и результатом стал оркестр, заполняющий комнату.


Последним дополнением к линейке, поддерживаемой Dolby Atmos, является Samsung HW-K950 Soundbar. Самое приятное в звуковой панели – простота в использовании. Просто подключите её к ресиверу и настройте сопутствующие устройства, и вы отправитесь в мир объемного звука.


Но почему мы выбрали пакет Onkyo для этой установки вместо Klipsch или Pioneer? SKS-HT594 имеет передние левые и передние правые динамики, которые выполняют двойную работу, используя как левый, так и правый каналы, а также предлагая два канала высоты, необходимых для Dolby Atmos, что отлично подходит для небольшой квартиры, в которой мы тестировали систему.

Это значит, что нам не пришлось полностью перепроверять неизвестную комнату, сэкономив тем самым кучу времени. Теперь, в процессе появилась возможность переключиться на 7.1.2 или даже на 7.1.4 (левый / правый динамики, центр, два комплекта левых / правых динамиков для объемного звука, сабвуфер и четыре потолочных динамика), но мы решили не жадничать в первый раз, работая с Atmos.

Идея заключается в том, что, пока оба приемника и динамики готовы к Dolby Atmos, вы закончили с настройкой. Сомневаетесь, с чего начать? Dolby предлагает удобный каталог для всех продуктов, поддерживающих Atmos.

Шаг 2. Подключение и настройка системы

Когда система стоит на своих местах, пришло время самой веселой части: проводки. Как и в большинстве систем, HtiB Onkyo (или домашний кинотеатр из коробки) поставляется с цветными кабелями. Сопоставьте концы кабелей с гнездами одного цвета, и вы закончили.

Единственная реальная разница между Dolby Atmos и вашими обычными колонками заключается в том, что у первых будет два набора гнезд – одни для фронтального левого и правого аудиоканала, другие для высоты слева и справа – вместо одного. Убедитесь, что оба подключены к соответствующим клеммам на ресивере.

Как только все звезды сошлись, а ваши колонки подключены, запустите настройку на ресивере, чтобы выполнить калибровку системы.

Мы не будем проходить через длинный, а иногда и сложный процесс настройки системы, но при выборе конфигурации вы выбираете что-то с тремя цифрами (например, 5.1.2 или 7.1.2 и т.д.), указывая комбинацию системы, которая поставляет Dolby Atmos.

После того, как вся ваша система установлена, наступает момент истины.

Шаг 3. Поиск содержимого и его тестирование

Давайте включим систему и подключим её к телевизору с поддержкой Dolby Atmos. Теперь давайте расположим в очереди немного контента Dolby Atmos через Vudu. Вы должны услышать, как капли дождя падают с неба и гремит гром в облаках, которые звучат так, словно они в нескольких метрах над вашей головой. Если это не так, повторите проверку соединений и возвращайтесь к настройкам.

И хотя я слышал эти звуковые эффекты в лабораториях Dolby на высококачественных динамиках, они не были столь же сильны или полны во время тестирования на домашней системе. Вместо дождя, охватившего нашу гостиную, он звучал так, словно дождь за окнами. Что касается множества звуков животных, упакованных в демоверсии Dolby, они звучали точно и реально, но не так, как если бы они были в одной комнате.

Это ещё один сценарий, в котором маркетинг и пресс-релиз могут нарисовать более яркую картину, нежели то, что есть на самом деле. Вспомните Биг-Мак в рекламе и тот, что вы найдете в обертке. Это также вопрос оборудования, доступного нам против того, что, скажем, может собрать Onkyo для демонстрации.

Кроме того, Dolby Atmos работает лучше всего в небольшой комнате с традиционным уровнем потолка. Изменение наклона потолка существенно исказит объемный звук. Учитывая, что наша комната имела соборный потолок, нам снова не повезло воссоздать тонкий и отлично сбалансированный звук, достойный лаборатории Dolby, но в остальном звук оставался совершенным.

Dolby Atmos похож на 4К

Если до этого момента вам всё подходит, Dolby выделяет три основных источника контента Atmos, включая игры на ПК, такие как Star Wars Battlefront и Battlefield 1, Blu-Ray и фильмы от Vudu, службы потокового видео, принадлежащие Walmart (США). И это вызывает проблемы для тестирования, поскольку у нас не было к ним доступа – и мы ожидаем, что вы окажитесь в подобной ситуации.

Нам не слишком нравится идея заменять существующую коллекцию DVD или Blu-Ray на диски с поддержкой улучшенных возможностей Atmos, не говоря уже о необходимости платить больше за динамики Dolby Atmos. Как и выход Blu-Ray, новые технологии дороги. Хорошая новость заключается в том, что, хотя технология всё ещё находится в зачаточном состоянии, она по-прежнему является умной и очень интересной технологией, способной обернуться революцией в домашних кинотеатрах, когда станет стандартом. Как и объемный звук 5.1 и 7.1 теперь. Как и с Ultra HD, существует не так много содержания для поддержки этой технологии, но стоит немного копнуть, и вы увидите интересные возможности.

Стоит перейти на Dolby Atmos?

Важный вопрос: следует ли обновить систему до Dolby Atmos?

Если вы любите визуальные развлечения, увлекаетесь новейшими и наиболее современными технологиями, у вас уже есть 4К телевизор и система объемного звучания – тогда да. Но если вы просто смотрите кино и ТВ-шоу, мы бы советовали подождать, пока технология нормализуется.

Прямо сейчас вам потребуется довольно много дорогостоящих компонентов, чтобы получить звук Dolby Atmos – ваш ресивер, видеоплеер и содержание, которое вы смотрите, должны поддерживать стандарт. Если чего-то из вышесказанного недостает, вы не сможете получить 3D-звук.

Технология практически готова к массовому потреблению, ряд разработчиков игр, работающих над новыми наименованиями, которые поддерживают Atmos и Hollywood, по всей видимости, привлечены технологией. Тем не менее, как и телевизоры 4К несколько лет назад, Dolby Atmos тяжеловата в эксплуатации на данный момент и подходит лучше для людей, которые любят повозиться со звуковыми настройками, чтобы получить то, что им нравится.

Всё ещё сомневаетесь? Подождите выставки CES 2017, где, мы уверены, вы услышите ещё больше об Atmos и его главном конкуренте – DTS: X.

Шире, ярче, мощнее: Каких новшеств ждать от кинотеатров

Кинотеатры все активнее смотрят в сторону формата PFL, IMAX открывает в будущем году первый в России зал с лазерным проектором, а компании ищут новые решения для объемного звука. Как мы будем смотреть кино в ближайшем будущем? Кто имеет на это влияние? КиноПоиск узнал о новых залах LUXE с большими экранами, а также разобрался, в чем особенность новой технологии проекции от компании Christie и какие еще усовершенствования кинотеатры могут предложить публике.

Кинотеатры все активнее смотрят в сторону формата PFL, IMAX открывает в будущем году первый в России зал с лазерным проектором, а компании ищут новые решения для объемного звука. Как мы будем смотреть кино в ближайшем будущем? Кто имеет на это влияние? КиноПоиск узнал о новых залах LUXE с большими экранами, а также разобрался, в чем особенность новой технологии проекции от компании Christie и какие еще усовершенствования кинотеатры могут предложить публике.

Битва на лазерных проекторах и новый способ показа 3D-фильмов

В современных кинотеатрах цифровые проекторы работают на ксеноновых лампах. Они отлично справляются с показом 2D-фильмов, обеспечивая яркость в 14—16 фут-ламбертов (единица яркости, равняющаяся 1/π канделы на квадратный фут — Прим. КиноПоиска). Но системам показа 3D требуется больше света. Выход нашелся благодаря дорогостоящей и непростой лазерной технологии. Первой свой лазерный проектор продемонстрировала компания Christie. Два года назад, в октябре 2012-го, Christie показала короткие 3D-ролики в Пекине при помощи прототипа лазерного проектора. Сейчас компания уже установила первые постоянные коммерческие лазерные проекционные системы в Шанхае и Сиэтле, а массовый выпуск проекторов Christie DLP Cinema с лазерными модулями, формирующими шесть основных цветов (6P), начнется в первые месяцы 2015 года.

Christie 6P — это двойные проекторы, один из которых передает изображение для левого глаза, а другой — для правого, причем изображения проецируются одновременно. Каждое из них генерируется при помощи хорошо различимых основных цветов для каждого глаза, а специальные очки используют фильтры, настроенные для этих цветов. Важно, что 6P не основан на поляризации. Вместо этого одна часть лазерных лучей при определенной длине волны направляется в левый и правый проекторы, а система направляет их в левый и правый глаз соответственно. Таким образом, проектор Christie обходится без поляризационных фильтров и серебряных экранов, которые используются в классических системах 3D-проекции и съедают огромное количество света, оставляя всего лишь 3—4 фут-ламберта яркости.

Чем же так привлекает лазер? По сравнению с ламповыми проекторами лазерные обеспечивают высокую яркость при четком контрасте, к тому же лазерная проекция означает расширенную цветовую гамму (например, более глубокий черный цвет) и относительную экономичность. Не нужно менять лампы благодаря тому, что лазер служит дольше. Правда, сам проектор стоит, конечно, дороже обычного. К тому же требуется адаптировать копию фильма во время постпродакшна, учитывая яркость лазерного проектора. «Так как большинство 3D-фильмов показывается при яркости всего лишь в 3—4 фут-ламберта, студии корректируют их под эти низкие значения. Однако во многом благодаря развитию компанией Christie лазерной технологии студии уже начинают заниматься ремастерингом копий для проекции с помощью лазера», — сообщают в пресс-службе компании Christie.

Джон Шрайнер, вице-президент по развитию бизнеса на территории России, СНГ и в странах Ближнего Востока корпорации IMAX (еще одной компании, готовой выпустить на рынок лазерные проекторы для своих залов), объясняет, почему такие проекторы требуют дополнительных усилий при цветокоррекции фильма: «Мы сами отвечаем за контент, производя копию фильма в формате IMAX, поэтому во время постпродакшна мы будем адаптировать фильмы к лазерной проекции. Когда изображение настолько яркое, важно, чтобы все цвета были на месте, не размылись, не потеряли своих свойств. Знаете, это как машина „Формулы-1“. Она может ездить на обычном бензине, но лучше ее заправить чем-то более подходящим для мощного двигателя».

IMAX вкладывает огромные средства в развитие лазерных проекционных технологий. Это едва ли не самый масштабный проект за всю историю компании, и совсем скоро с его результатами можно будет ознакомиться. В России первый зал IMAX с лазерной проекционной системой появится уже в 2015 году в новом кинотеатре в Москве на Кутузовском проспекте. Пока же IMAX тестирует проектор в Торонто и готовится показать с помощью новой системы фильм «Хоббит: Битва пяти воинств».

«Первый полевой прототип будет установлен в Торонто к премьере заключительной части „Хоббита“ Питера Джексона. А массовая установка в залах IMAX начнется уже в будущем году, — говорит Шрайнер. — Думаю, большинство установок будет проходить осенью 2015 года. Сами проекторы будут доступны раньше, в мае-июне, но вряд ли кинотеатры захотят закрывать зал для смены оборудования летом, в пик сезона блокбастеров. Сейчас у нас уже подписано 67 контрактов по всему миру — на Ближнем Востоке, в Европе, Северной Америке, Китае. Это сложная технология, и одна из трудностей — долгий производственный процесс. Нельзя захотеть установить лазерный проектор и получить его завтра, ведь производство занимает несколько месяцев».

Многое зависит от Кристофера Нолана (и других режиссеров тоже)

Кинотеатры, показывающие кино с пленки, тем временем исчезают с карты. Производство пленочных копий — дорогой и уходящий в прошлое процесс. Однако не все кинематографисты хотят с этим мириться. Яркий пример — Кристофер Нолан, главный проповедник пленочного формата IMAX. Так умрет ли пленочная проекция окончательно в ближайшие годы? «Если бы еще два месяца назад вы спросили меня о пленке, я ответил бы однозначно: этот формат умирает, — говорит Джон Шрайнер. — Инвестиции IMAX в разработку лазерной проекции — это во многом поиск замены нашим пленочным проекторам. Производство пленочной копии IMAX стоит очень дорого, и все меньше и меньше фильмов мы выпускаем на пленке. Но Кристофер Нолан — это настолько влиятельный кинематографист, что он сам становится движущей силой. Он попросил IMAX показать „Интерстеллар“ на пленке в 50 кинотеатрах по всему миру, чтобы как можно больше зрителей смогли увидеть его именно в этом формате». В России, кстати, пленочных проекторов IMAX уже нет.

Сейчас настало время предоставить кинематографистам шанс оценить возможности лазерной проекции, и пусть они решают, как лучше демонстрировать их картины, считает Шрайнер. «Если Кристофер Нолан придет однажды в кинотеатр, где „Интерстеллар“ показывают с помощью лазера, и его поразит увиденное. Если качество проекции превзойдет его ожидания, то он будет выступать за такой формат показа вместо пленки, — говорит он. — Это открытый вопрос. Большинство наших пленочных проекторов, скорее всего, будут заменены на лазерные цифровые, но их надо будет держать в строю на случай, если следующий фильм Нолана или другого столь же влиятельного режиссера все-таки будет на пленке. Их можно будет возродить. Но общая тенденция, конечно, предполагает переход на лазерные платформы».

Экран: Сколько вешать в метрах

Популярность завоевывают большие экраны. Вслед за ветераном рынка, компанией IMAX, идут другие представители так называемого Premium Large Format (PLF) — премиального широкоэкранного формата. Брендов великое множество, их создавали под себя как кинотеатральные сети, так и производители оборудования. Это, например, XD, iSense, Xtreme, Event, ETX, Prime, Ultra AVX, Ultra Screen DLX, China Film Giant Screen. «Только в США, согласно The New York Times, существует более 325 различных кинозалов формата PLF, не считая залов IMAX», — говорят в пресс-службе сети кинотеатров «КАРО». Российская сеть кинотеатров выбрала в качестве партнера компанию RealD, которая разработала новый независимый формат под названием LUXE: A RealD Experience.

Что скрывается за новой вывеской? Во-первых, большой экран шириной от 16 метров и больше. Во-вторых, система показа RealD и яркое изображение. В залах LUXE обещают яркость показа 3D-картин в 6 фут-ламбертов. В-третьих, все залы оборудованы звуковыми системами с возможностью воспроизведения 3D-аудио, то есть новых аудиоформатов вроде Dolby Atmos. Наконец, и это немаловажно, посетителей ожидают новые широкие кресла, расположенные таким образом, чтобы обзор ничто не перекрывало, а коленки никуда не упирались.

Первые залы LUXE в количестве сразу трех штук уже появились в недавно открывшемся московском «КАРО Vegas 22». Кинотеатр обещает ставить в залах с огромными экранами не только массовое, но и авторское кино. Впрочем, конкретной статистики посещений зрителями залов и уровня их интереса к новому формату нет. «Мы видим, что наши новые кинотеатры в целом показывают отличные, превосходящие ожидания результаты. Конечно, одна из причин — это успех новых проекционной и звуковой систем в залах LUXE, — говорит Пол Хет, генеральный директор сети «КАРО». И добавляет, что новый формат — попытка диверсифицировать площадки и предложить зрителю возможность выбора между тем же IMAX и залом LUXE. С IMAX «КАРО» тоже активно сотрудничает. Именно в кинотеатре «КАРО Октябрь 11» расположен центральный зал IMAX в Москве.

LUXE — определенный этап в развитии кинотеатрального показа. Пытаясь конкурировать с уютным домашним просмотром на плазменном телевизоре, зрителю предлагают все сразу: и удобные кресла, и очень большой экран, и передовой звук.

Муха над ухом, или Как меняется звук

Если передовой технологией в проекционных системах является лазер, то создатели звуковых систем озаботились максимально реалистичным объемным звуком, который одинаково качественно слышно из разных точек зала и который может реалистично воспроизводить различные эффекты.

Dolby Atmos — система, которая буквально на слуху у кинозрителя, хоть иногда интересующегося технологическими новинками. Это и звуковая система (то есть буквально динамики в кинотеатре), и аудиоформат, ей соответствующий (звук самого фильма). Что касается динамиков, то их стало больше. Добавились два канала за экраном и потолочные динамики, каждый из которых с отдельным каналом. Для зрителя это означает, что переход звука из одной стороны в другую стал куда более плавным, а рыбки из «Жизни Пи» начали летать буквально над головой.

В России уже много залов с Dolby Atmos, а голливудские студии одна за другой выпускают фильмы с подобным аудиоформатом.

Каждая из компаний, производящих оборудование для кинотеатров, старается предоставить не только решения для проекции, но и для звука. Barco спроектировала Auro 11.1, собственную систему и аудиоформат, альтернативу Dolby Atmos. Auro предлагает надстроить над существующим окружающим зрителя уровнем динамиков еще два уровня, высокий и потолочный, чтобы звук достигал зрителя из разных точек, как и в реальности. В формате Auro созданы, например, все последние мультфильмы DreamWorks Animation.

Christie тоже недавно выпустила новую звуковую систему Christie Vive Audio. Главное в ней, помимо мощных усилителей, — это хорошее качество звука во всем кинозале. То есть с любого места зритель будет слышать качественный звук. Система поддерживает все современные аудиоформаты, как Dolby Atmos и Auro 11.1. IMAX ставит в своих залах звуковые системы собственного производства. В следующем году компания выпускает аудиосистему нового поколения. Существующая звуковая система уже работает на 6—12 каналов и включает потолочные динамики. Новое поколение обещает быть еще внушительнее.

Больше комфорта и никаких очередей

Как еще можно улучшить впечатление от просмотра кино в мультиплексе, даже если новейшая звуковая система и лазерная проекция уже установлены? Описывая формат LUXE, мы не зря упомянули наличие комфортных кресел. Это важный тренд, объясняет Джон Шрайнер: «Глобальная тенденция в индустрии — уходить от стандартных сидений, заменяя кресла на более удобные, комфортные. Недавно сеть AMC в США запустила процесс замены кресел в своих мультиплексах, перейдя почти что на вип-кресла. Причина проста: они провели эксперимент в самом малопосещаемом мультиплексе, с которым не знали, что им делать. Они сделали ремонт, поменяли кресла, и это дало невероятный результат. Показатели выросли более чем на 100 %. Это при том, что количество мест сократилось на 50 %. В мультиплекс снова потянулись зрители. Пусть мест стало меньше, зато они все были заполнены. Им, кажется, даже не пришлось повышать цену. И это тенденция общая. Я замечаю, что наши клиенты, например на Ближнем Востоке, тоже стали заниматься повышением комфорта кресел. Думаю, все больше кинотеатров будут об этом задумываться».

Представим, что кресла заменили и в кинотеатр с одиннадцатью залами и тремя кассами устремились толпы зрителей. Справятся ли кассиры и билетеры с очередями, или кому-то из несчастных любителей приходить прямо перед сеансом придется опаздывать на показ? Еще одно нововведение попытается сделать проход в кинозал максимально быстрым и комфортным. Это технология Smartpass от компании «Яндекс». По сути, это терминал у входа в зал, сканирующий электронные билеты, купленные зрителями через интернет с помощью одной из систем продаж. В случае Smartpass терминал — это обычный планшет с установленным приложением. По QR-коду приложение сверяет данные о билете с системой продаж и, если все в порядке, одобряет проход. Впрочем, это не отменяет наличие билетера, который следит за тем, чтобы по одному билету не прошла целая толпа. Зато процесс идет значительно быстрее и не требует заходить в кассу, чтобы получить билет. Его можно распечатать дома или показать на экране телефона. А билетеру не нужно вглядываться в мелкий шрифт на бумажном билете. Сейчас технологию уже используют московские кинотеатры «Формула Кино Горизонт» и «Формула Кино Сити», а до конца года систему введут еще в 20 кинотеатрах сети в Москве, Новосибирске, Краснодаре и Рязани.

Курс рубля падает, инфляция растет, гречка в дефиците. Будут ли в таких условиях россияне вообще ходить в кинотеатры, пусть и оснащенные по последнему слову техники? Тем более в залы с приставками «люкс» и «премиум»? Джон Шрайнер считает, что будут: «Индустрия кинопоказа традиционно хорошо переживает экономические кризисы. Поход в кино в большинстве случаев остается позволительной роскошью, доступным видом развлечений, который в то же время позволяет сбежать на время из реальности, отвлечься от разговоров о кредитах, курсе валют и ипотеке. Кино — путь эскапизма. Даже в то время, когда по всему миру падают продажи вредной еды, в кинотеатрах люди по-прежнему покупают сладости, кока-колу, мороженое — то, что они за пределами кинотеатра никогда не купят». К тому же, напоминает Шрайнер, в следующем году на экраны выходят продолжения популярных, в том числе и в России, франшиз, которые точно привлекут зрителя в кинотеатры.

Какие еще усовершенствования и технологические новинки вы хотели бы увидеть в кинотеатрах? Готовы ли вы выбрать более дорогие и оснащенные по последнему слову техники залы или предпочтете сэкономить?

Schreibe einen Kommentar

Deine E-Mail-Adresse wird nicht veröffentlicht.

Schaltfläche "Zurück zum Anfang"